История создания Соборного Уложения 1649 года. Характеристика источника.

 

Прежде всего кратко рассмотрим ситуацию в законодательстве, которая сложилась к середине семнадцатого века. 

Татарское нашествие привело к потере государственности. Начался "правовой беспредел". В начале 15 века была составлена сокращенная редакция Русской Правды - попытка выделить из древнего законодательства статьи, которые еще хоть как-то работают.

Составленный в 1497 году Судебник Ивана III был значительно шире, но все равно оставался преимущественно законодательством о суде и лишь мимоходом касался вопросов государственного устройства и управления. Пробелы в нем пополнялись частными указами. Их накопление привело к составлению второго Судебника, "царского", в 1550 году. Но и он стал скоро нуждаться в дополнениях. Такого рода отдельных законоположений, зачастую противоречащих друг другу, к середине 17 века набралось огромное число. Была ясна потребность свести законодательство в единое целое, освободить от балласта и вместо массы отдельных законов иметь один кодекс.

Но не только кодекс был нужен. После смуты при Михаиле Феодоровиче борьба с результатами этой смуты - экономическим расстройством и деморализацией - была неудачна. В 17 веке ни один из слоев населения не был доволен своим положением. Масса челобитий того времени показывает, что была необходимость реформ. В 1637 году дворяне в челобитной поставили вопрос о создании уложенной судебной книги.

18 июля 1648 года начал действовать Земский собор. По полноте его можно назвать одним из удачнейших. Дворяне вновь подали прошение о создании уложения. Был создан приказ из 5 человек для его написания. Заседания собора были отложены до 1 сентября. После этого начались систематические заседания, и 19 января было закончено слушание, составление и редактирование уложения.

Уложение представляло собой длинный свиток, с которого было отпечатано два издания книги общим тиражом 2400 экземпляров. Свиток до сих пор хранится в Центральном государственном архиве древних актов.

Это первый в русской истории систематизированный закон. В то время он превосходил и все европейские законодательства. 

Соборное уложение делится на 25 глав, каждая из которых разделена на статьи. Уложение написано замечательным языком; в нем нет ни архаизмов, ни заимствованных из других языков слов.

Перейдем к рассмотрению глав Уложения.

 

В начале - преамбула. В ней сообщается, когда, кем, на основании каких источников создан этот памятник. Из него следует, что источниками были: греческое церковное законодательство (Кормчая книга), греческое светское законодательство (отсюда - связь с римским правом), судебники 15-16 веков, царские указы 16-17 веков, а также книги приказов.

Глава 1 (9 статей). "О богохульниках и о церковных мятежниках". То, что эта статья стоит на первом месте, показывает, какое значение имела религия в жизни общества. За хулу на Господа, Богородицу, святых или священные предметы полагалась смертная казнь. Впервые появляются понятия сыска и представления суду доказательств.

Глава 2 (22 статьи). "О государской чести и как его, государское, здоровье оберегать". К этой статье относятся, в частности, действия, которые могут нанести ущерб престижу страны, например, поджег города.

Глава 3 (9 статей). "Чтоб на государевом дворе никакого бесчинства и брани не было".

Глава 4 (4 статьи). "О подписчиках и которые печати подделывают", то есть о тех, кто делает фальшивые грамоты и подделывает на них государственные печати. За это полагалась смертная казнь.

Глава 5 (2 статьи). "О денежных мастерах, которые учнут делати воровские деньги". Денежные мастера - это люди, состоящие на государственной службе. Они не должны были подмешивать в серебро или золото других металлов; за это полагалось залить им расплавленный металл в горло.

Глава 6 (6 статей). "О проезжих грамотах в иные государства".

Глава 7 (32 статьи). "О службе всяких ратных людей Московского государства". Принципы строения войска, наказания за проступки.

Глава 8 (7 статей). "О искуплении пленных". Все пленные должны были быть выкуплены за счет государства. На это собирался специальный налог.

Глава 9 (20 статей). "О мытах, и о перевозе, и о мостах". Мытные избы - таможни - ставились на мостах, переездах, то есть там, где обязательно проезжали купцы, с которых взималась плата за провоз товара.

Глава 10 (287 статей). "О суде". Процессуальное право, вопрос о сыске. Всем полагался равный суд, но в соответствии с сословным положением.

Глава 11 (34 статьи). "Суд о крестьянах". Вопросы, связанные с прикреплением крестьян к земле.

Глава 12 (3 статьи). "О суде патриарших приказных и дворовых всяких людей и крестьян". О суде в отношении тех, кто числится за патриархом. Патриарший суд был подконтролен светскому суду.

Глава 13 (7 статей). "О монастырском приказе". Духовенству запрещается приобретать вотчины. Учреждается монастырский приказ, которому делается подсудным в общем порядке духовное сословие.

Глава 14 (10 статей). "О крестном целовании". Оговариваются случаи, когда можно применять такую форму доказательства, как крестное целование.

Глава 15 (5 статей). "О вершенных делах". Старые дела не будут пересматриваться в соответствии с новым законом.

Глава 16 (69 статей). "О поместных землях". Глава регламентирует произошедшее уже слияние двух форм землевладений: поместной и вотчинной.

Глава 17 (55 статей). "О вотчинах".

Глава 18 (71 статья). "О печатных пошлинах". Пошлины на приложение печати к документу.

Глава 19 (40 статей). "О посадских людях". Фиксируется положение городского населения.

Глава 20 (119 статей). "Суд о холопах". 

Глава 21 (104 статьи). "О разбойных и о татебных делех", то есть уголовный кодекс. Разбойный приказ. 

Глава 22 (26 статей). "Указ, за какие вины кому чинити смертную казнь и за какие вины смертию не казнить, а чинити наказание".

Глава 23 (3 статьи). "О стрельцах".

Глава 24 (3 статьи). "О атаманах и казаках".

Глава 25 (21 статья). "О корчмах". Борьба против укрытия доходов питейными заведениями.

 


Последнее обновление: 07 ноября 2001 г. 18:40 .


Адрес электронной почты разработчиков: pstbionline@imail.ru.

Вся информация, приведенная на этом сайте, может свободно распространяться всеми студентами и преподавателями Богословского института без согласования с разработчиками.