Социально-экономическое положение страны после Смуты.

 

      Литература: 1) Соловьев С.М., Об истории древней России, Просвещение, Москва , 1992г, стр.333-366;

2) В.О.Ключевский, Русская история, полный курс лекций в трех книгах, Мысль, Москва, 1993г., кн.2 стр.183-204.

 

      Смутное время довершило шедшую с XV века централизацию власти и средств в руках государя. Княжеские и вельможные роды, обступившие престол, не принесли средств для свей самостоятельности. Отчины их дробились вследствие отсутствия майората. «Один только … государь имел … огромное количество земли, раздавая которое в поместья, он мог создать себе многочисленное войско, вполне от него зависящее.»(1) Смута ослабила древние боярские роды, которые издавна находились у власти и «всякую Думу ведали». «Стройные местнические ряды боярства все более редели; на опустелые места врывались новые худые люди, непривычные к власти, без фамильных преданий и политического навыка.»(2) Это привело к разрушению системы местничества, то есть выстраивания по родовитости, в которой «служебный чин … давал родовитости, но родовитого человека … возводили в высокий чин.»(2)  Наоборот, «малые люди … стали усвоять мысль, что государь, жалуя худородному большой чин, вместе с тем дает ему  знатность.»(2)

Экономическое положение страны можно характеризовать словами разорение и опустошение. Нужно было войско для освобождения страны от внешних врагов и разбойников. Казна была расхищена, вся тяжесть содержания должна была лечь на городское и сельское население. Но в городках было бедственное положение, «ратных людей, дворян … нет, все посланы на … государевы службы, стрельцов и воротников нет,… и для осадного времени хлебных запасов нет же, а с … уезда хлебных запасов собрать не с кого; …пороховой казны мало, …в башнях мосты погнили; посадские люди … с женами и детьми побрели розно….»(1) По словам Ключевского, множество ранее распаханной землю было заброшенно; более половины крестьян были бобылями, то есть беспашенными или пахавшими участки малых размеров. 

Такое же положение было в торговле и промышленности. «Разгром  Смутного времени, пожертвования для тяжелых войн…, насилие воевод и всяких сильных людей, дурное состояние правосудия, монополии казны, дурные дороги, … [разбойники], отсутствие образованности, от которого происходили мелкость взглядов, …безнравственность средств для получения барышей, - все это производило то, что русские торговые люди были бедны….» (1)

Правительство старалось привлечь иностранных промышленников, рудознатцев, мастеров разных ремесел, ученых людей, причем не только для получения промышленной продукции, но и для обучения русских людей. Отправлялись люди за границу для их привлечения, выдавались привилегии на беспошлинное дело в течение многих лет.

«В Европейской России народонаселение было так редко, что землевладельцы переманивали льготами и перевозили силою крестьян друг от друга, несмотря на закон [который строго наказывал за вывод крестьян]; а между тем на востоке за Уральскими горами все больше и больше прибавлялось к русским владениям пустынных пространств, требовавших населения.»(1) В 1620г. был назначен архиерей в г.Тобольск. «Но, заботясь о распространении и утверждении христианства между народами Северной Азии, русская церковь … должна была заботиться о прекращении нравственных беспорядков… Источником этих беспорядков было сильное невежество, которое высказывалось во всем своем безобразии при первой попытке внести более правильное понимание необходимых для христианина предметов. …Когда началось у нас печатание церковно-богослужебных и учительных книг, то в эти книги мало-помалу внесены были и прежние, и вновь возникшие раскольнические мнения, которые таким образом приобрели общеизвестность…, и попытка исправить что-либо в них встречалась сильным сопротивлением как дерзкая, еретическая попытка нарушить освященную старину.»(1)

«Общества необразованные и полуобразованные страдают обыкновенно такою болезнию: в них очень легко людям, пользующимся каким-нибудь преимуществом, обыкновенно чисто внешним, приобресть огромное влияние и захватить в свои руки власть. Это явление происходит от того, что общественного мнения нет, общество не сознает своей силы и не умеет ею пользоваться, большинство не имеет в нем достаточного просвещения для того, чтоб правильно оценить достоинства своих членов… Так, если в подобном … обществе явится человек бойкий, дерзкий, начетчик, говорун, то чего он не может себе позволить?…Если явится ему противник, человек вполне достойный, знающий дело и скромный, … то говорун, который считает все средства в борьбе позволенными для одоления противника, начинает кричать, закидывать словами, а для толпы несведущей, кто перекричал, тот и прав…. Древнее наше общество, вследствие отсутствия просвещения, сильно страдало от таких мужиков-горланов, как их тогда называли.»(1) От таких горланов страдал и архимандрит Троице-Сергиева монастыря Дионисий, которому царской грамотой было поручено исправлять богослужебные книги. Невежественными людьми, читающими и поющими на богослужениях, но не понимающими смысла и ведущими себя надменно и дерзко, архимандрит Дионисий был обвинен в еретичестве. Дионисия, не разбираясь, осудили и сослали на заточение в Кириллов Белозерский монастырь. Только после приезда в Москву иерусалимского патриарха Феофана и поставления патриархом русским Филарета (Романова), был созван собор, и архимандрит Дионисий с торжеством возвратился в свой монастырь, где продолжал «искать красоты церковной и благочиния братского».(1)

      Ключевский пишет и об изменении настроения народа. «Недовольство становится и до конца века остается господствующей нотой в настроении народных масс. … XVII век был в наше истории временем народных мятежей.»(2)

 

 


Последнее обновление: 07 ноября 2001 г. 18:40 .


Адрес электронной почты разработчиков: pstbionline@imail.ru.

Вся информация, приведенная на этом сайте, может свободно распространяться всеми студентами и преподавателями Богословского института без согласования с разработчиками.