Причины феодальной раздробленности.

 

Литература: 1)С. Ф. Платонов, Полный курс лекций по русской истории, Феникс, Ростов-на-Дону,1999г. стр.47-51;

2) Воробьев М.Н., Русская история. Часть 1, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Москва, 1999г., стр.23.

 

      «Историки прошлого века, и отчасти Карамзин, объясняли его [раздробление] тем, что князья не желали обижать сыновей и всем им давали землю; но впоследствии [историки] поняли, что личный княжеский произвол не может раздробить государство, которое обладает национальным единством, и стали искать причину в других явлениях, обычаях и … воззрениях племен. Одни думали, что политическое дробление вообще в нравах и обычаях славян( впервые … - Надеждин), Другие (как Погодин) видели причину … в том, что князья, как собственники земли, считали себя вправе, по обычаю славянскому, владеть землею сообща. Наконец третьи (школа родового быта) удачно подметили родовой порядок наследования столов и думали, что родовой быт князей в одно время и поддерживал … единство, и делил землю на части по числу родичей…. В последующее время исследователи искали причины раздробления Руси в реальных условиях общественной жизни: Пассек находил эти причины в стремлении городских общин в автономии; Костомаров полагал, что причины эти вытекали из стремления к обособлению не городских общин, а племен … в составе Киевского княжества (он насчитывал 6 племен); Ключевский,  в сущности, поддерживал взгляд Пассека, говоря…: «Русская земля … сложилась из самостоятельных городовых областей с помощью тесного союза двух аристократий – военной и торговой. Когда этот союз … распался (благодаря подвижности князей), составные части [Русской] земли стали … возвращаться к прежнему политическому обособлению… .»

…В данное время [Киевский период] признавался правильным порядок наследования и владения родовой – от брата к брату и от дяди к племяннику, и что этот порядок в первое же время своего существования терпел нарушения. … Так …Любечский (1097г) съезд князей поставил решение о князьях, чтобы каждый из них «держал отчину свою». Этот принцип отчинности, т.е. семейного наследования от отца к сыну, бесспорно начинал слагаться …,разлагая родовое право. Произвол князей…, изгойство…, вмешательство городских веч … - важнейшие условия, разлагавшие правильный порядок политической жизни. Наличность этих условий служит ясным доказательством, что политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво. Составленное из многих племенных и городских миров это княжество не могло сложиться в единое государство в нашем смысле этого слова и в XI в. распалось. Поэтому точнее всего будет определить Киевскую Русь как совокупность многих княжений, объединенных одною династией, единством религии, племени, языка и народного самосознания. …Политическая связь киевского общества была слабее всех других его  связей, что и было одной из самых видных причин падения Киевской Руси.» -(1)

      «…Почему была раздробленность. Н.М.Карамзин исходил из того, что-де раздробленность – это обычай племен. Надеждин (был такой публицист-историк) тоже говорил об обычаях славян вообще. М.П.Погодин видел причиной раздробленности общее совместное владение землей. С.М.Соловьев – первый, кто фактически создал стройную теорию, которая это объясняла. Он говорил о том, что было родовое владение землей. Род в целом владел землей, поэтому перемещения в рамках рода были естественными. Говорили также о том, что причиной раздробленности была автономия городских общин. …

      Мне кажется, что здесь не следует говорить о каких-то племенных обычаях – в это время они уже достаточно стерлись. Налицо было единство языка, единство веры, единство письменности – это факторы, которые, бесспорно, стирали чисто племенные традиции, обычаи. Даже юридические нормы в XI веке становятся более или менее общеупотребительными. …

      Мне кажется, что одной из причин раздробленности Руси является причина политическая: наличие лествичного права. А вторая причина? … Отсутствие экономического единства или, как скажут экономисты XIX века, отсутствие всероссийского рынка…

Наконец, несколько слов о значении феодальной раздробленности. [Кроме политического и экономического] существует, … культурно-исторический аспект. Именно в период феодальной раздробленности расцветает древнерусская культура…. Культура – это духовное творчество, зафиксированное в произведениях архитектуры, литературы, живописи, скульптуры, музыки и еще одного вида искусства, который знают все, но о котором все забывают, -  прикладного искусства. Получается любопытное наблюдение: когда государственность ослабевает, когда политическая и экономическая ситуация не самая блестящая, как раз духовная жизнь, может быть достигает определенных высот. …» -(2)

 

 


Последнее обновление: 07 ноября 2001 г. 18:40 .


Адрес электронной почты разработчиков: pstbionline@imail.ru.

Вся информация, приведенная на этом сайте, может свободно распространяться всеми студентами и преподавателями Богословского института без согласования с разработчиками.