Сказание о Мамаевом побоище.

 

      Литература: 1) Воробьев М.Н., Русская история. Часть 1, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Москва, 1999г., стр.38-44.

2) Древнерусская литература, Издательство АСТ - Олимп, Москва, 2000г.,стр.167-183

 

      Тексты, относящиеся к Куликовскому циклу: «Повесть о побоище на реке Пьяне», «Повесть о битве на реке Воже», «Задонщина», «Повесть о Куликовской битве», «Сказание о Мамаевом побоище».

      «В отличие от очень кратких повестей о битве на Пьяне и Воже, от достаточно лаконичной летописной повести, от чисто литературной «Задонщины», где почти нет необработанных литературно исторических фактов, «Сказание о Мамаевом побоище», написанное в 15 столетии, представляет собой развернутый, очень продуманный рассказ о событиях, который предшествовали Куликовской битве, начиная с весны 1380 года, и о том, как она произошла. … Рассказ этот в меру литературен и вместе с тем чрезвычайно точен и подробен.»(1)

      Подробно описана поездка к преподобному Сергию князя Дмитрия с двоюродным братом своим Владимиром, князем Серпуховским, и со всеми князьями русскими 18 августа (ст.стиль). «И просил его преподобный Сергий, чтобы прослушал он Святую Литургию, потому что был тогда день воскресный и чтилась память святых мучеников Флора и Лавра.» 

      В сказании приводится множество молитв. Великий князь Дмитрий молится при получении вести о нашествии Мамая, перед выступлением русского войска. Перед битвой князь молитвенно просит о помощи святителя московского Петра. Княгиня Евдокия молится Господу, испытывая страх и тревогу за своего мужа, и своих малых детей Василия и Юрия. Инок Александр Пересвет перед сражением обращается к русским воинам: «Отцы и братья, простите меня грешного! Брат мой Андрей Ослябя, моли Бога за меня! Чаду моему, Якову, мир и благословение!», и молитвенно призывает преподобного Сергия: «Игумен Сергий, помоги мне молитвою!».

      Приводится совет воеводы Дмитрия Волынца князю Дмитрию Ивановичу, чтобы каждый воин Богу молился и святых на помощь призывал, а перед битвой осенил себя крестом, потому что крест есть главное оружие.

      В сказании упоминается о видении, подобном тому, что сто сорок лет назад видел воин Александра Ярославича, князя новгородского, перед Невской битвой. В ночь перед битвой на поле Куликовом Фома Кацибей, разбойник, поставленный князем в охранение, увидел двух юношей, лица которых сияли как солнце. У этих юношей в руках были мечи, которыми они поразили некое войско, пришедшее с востока. Увидев это чудо, Фома Кацибей уверовал в Бога и рассказал о нем князю. Великий же князь Дмитрий обратился к Богу с молитвой и с поминанием святых князей русских Бориса и Глеба.

 «Сказание» - главное произведение Куликовского цикла. Оно дошло до нас во множестве списков с 16 по 19 века. В нем упоминается много имен не только князей, но и простых воинов. Есть детали, по которым можно предположить, что автор либо сам участвовал в битве, либо писал со слов очевидца: «Ибо ночь наступила уже светоносного праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Осень тогда затянулась и днями светлыми еще радовала. Была и в ту ночь теплынь большая и очень тихо. И туманы от росы встали.» (1) Сказание «представляет собой обработку разных текстов и сведений, своеобразную сводку, но … очень продуманно сделанную и представляющую собой систематизированный, подробный и точный отчет о Куликовской битве.» (1)

 

 


Последнее обновление: 07 ноября 2001 г. 18:40 .


Адрес электронной почты разработчиков: pstbionline@imail.ru.

Вся информация, приведенная на этом сайте, может свободно распространяться всеми студентами и преподавателями Богословского института без согласования с разработчиками.