Смута. Обзор основных событий.

 

      Литература: 1) Воробьев М.Н., Русская история. Часть 1, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, Москва, 1999г., стр.86-92.

2) С. Ф. Платонов, Полный курс лекций по русской истории, Феникс, Ростов-на-Дону,1999г. стр.125-210.

3) В.О.Ключевский, Русская история, полный курс лекций в трех книгах, Мысль, Москва, 1993г., кн.2 стр.167-182.

 

      «Причины смуты. С.М.Соловьев видел причину смуты в борьбе старых дружинных порядков и новых порядков – государственных, а второй причиной указывал разрушающую роль казачества. Н.И.Костомаров … говорил о том, что смута носила чисто случайный характер, и во всем виновато влияние Польши, иезуиты, католичество и т.д. … Платонов впервые совершенно определенно связал смуту с царствованием царя Ивана и показал, что причинами ее были следующие факторы:

1.Прекращение династии.

2.Резкий упадок хозяйства страны. …Падение в несколько раз вывоза русских  товаров, т.е. страшный упадок торговли. … Последствия Ливонской войны, чумы, крымского набега и опричнины…

3.Беспорная утрата авторитета власти. Те методы, которые использовал царь Иван, приводили к тому, что люди … не уважали, а боялись его. Основным началом их поведения было желание выжить любыми способами. Следовательно, ни о какой объединяющей идее – монархической, религиозной, национальной – речи тогда быть не могло, т.е. …создавалась причина для возникновения …нигилизма в отношении источника власти, ее носителя. И это чрезвычайно важно, потому что вся смута – это беспринципная, подлая наглая борьба за власть отдельных лиц, группировок, которые руководствовались только своими личными целями.» -(1)

Прекращение правящей династии свершилось со смертью всех сыновей царя Ивана IV (Грозного), последние из которых: Иван, Федор и Дмитрий. Старший из них, Иван, походивший характером на отца и участвовавший в его делах и потехах, во время ссоры с отцом получил от отца удар жезлом и в 1582г. скончался.

В 1584г. после смерти Ивана Грозного царем сделался Федор. «Настроение духа у него было религиозное, и эта религиозность проявлялась в строгом соблюдении внешней обрядности. От забот государственных он устранился и передал их в руки своих ближних бояр.»-(2) Эти бояре были Борис Годунов и Никита Захарьин-Юрьев, вскоре умерший; и Борису Годунову пришлось бороться с сильными князьями Мстиславскими и Шуйскими.

Третий сын Ивана Грозного, еще ребенок Дмитрий со своей матерью, седьмой женой Ивана IV, были сосланы в г.Углич вскоре после смерти Ивана Грозного. В 1591г.  царевич Дмитрий был найден во дворе с перерезанным горлом. Его мать, царица Мария и ее братья Нагие кричали, что это убийство, обвинили надзирателя от правительства – дьяка Битяговского и его родственников. Следственная комиссия во главе с князем Василием Шуйским нашла, что царевич сам себя зарезал во время припадка падучей болезни, и что Нагие побуждали народ к убийству невинных людей. Несмотря на эти выводы комиссии потом распространился слух, что царевича убили по поручению Бориса Годунова. Позднее, воцарившись, Василий Шуйский отрекся от своего же следствия по делу царевича Дмитрия. Платонов утверждает, что слухи о вине Бориса Годунова появлялись из лагеря врагов Бориса – Шуйских.

В 1598г. умирает царь Федор Иванович, не оставив наследника и преемника. Его жена, царица Ирина, сестра Бориса Годунова, отказывается от царствования и уезжает в Новодевичий монастырь. Бояре решили сделать Боярскую думу временным правительством, но народ отказал им. Патриарх Иов (первый патриарх всея Руси, поставленный патриархом Иеремией Константинопольским в результате политики Бориса Годунова, в царствование царя Федора) предложил престол Борису Годунову, Годунов отказался и потребовал созвать земский собор для избрания царя. Историк Татищев объясняет это тем, что бояре хотели ограничить власть царя, а Годунов надеялся, что на соборе выборы пройдут без договора с боярами.

Собор избрал царем Бориса Годунова. Платонов описывает царя Бориса как умелого, миролюбивого правителя, заботящегося о стране и людях. Келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын писал о нем: «Царь же Борис о всяком благочестии и исправлении всех нужных царству вещей зело печашеся, о бедных и нищих промышляше и милость таковым великая от него бываше; злых же людей люте изгубляше и таковых ради строений всенародных всем любезен бысть».–(2) Но даже усилий способного правителя не хватило, чтобы восстановить разоренную страну.

Ключевский называет и другие причины, помешавшие восстановлению страны. В числе их народный вотчинно-династический взгляд на государство, то есть Московское государство выглядело как фамильная собственность рода Калиты. Вследствие этого для народа «выборный царь был … такой же несообразностью как выборный отец, выборная мать. …Тогда как один призрак природного царя в лице пройдохи неведомого происхождения … располагал к доверию.»(3) Другая причина, по Ключевскому – общественная рознь, «стремление общественных низов прорваться наверх и столкнуть оттуда верховников.»(3) Тот же Авраамий Палицын пишет, «что тогда всякий стремился подняться выше своего звания, рабы хотели стать господами, люди невольные перескакивали к свободе…»(3) Иван Грозный опричниной подал пример в этом деле. Борис Годунов «за наушничество … начал поднимать на высокие степени худородных людей, непривычных к правительственному делу и безграмотных…. …Еще больше неурядицы внес царь Борис в общество, устройством доносов подняв холопов на господ, а боярскими опалами выгнав на улицу толпы челяди опальных бояр и этим заставив ее броситься в разбой.»(3)

В 1601г вследствие большого неурожая начался страшный голод и продолжался до 1604г. Страну наводнили шайки разбойников. Примерно в это же время появились слухи, что царевич Дмитрий, сын Ивана IV, жив. Платонов пишет, что «в деле появления самозванца активную роль сыграло московское боярство, враждебное Борису», что «самозванец был плодом русской интриги».(2)

В 1605г. умирает царь Борис. Царем ненадолго становится его сын Федор. Но самозванца Лжедмитрия признали царем все высшие боярские роды. Князь Василий Шуйский отрекся от своего следствия о смерти царевича Дмитрия и объявил народу, что Борис Годунов посылал убить царевича, но тот остался жив. В результате патриарха Иова сослали, царя Федора Борисовича и его мать убили. В 1605г Лжедмитрий с торжеством въехал в Москву и стал царем. Мать царевича Дмитрия официально признала его.

Династия Годуновых была свергнута, и самозванец был больше не нужен. Теперь Василий Шуйский опять отказывается от своих слов и объявляет его самозванцем. Позднее Шуйский назовет его Гришкой Отрепьевым. Лжедмитрий раскрыл интригу Шуйских и сослал их в ссылку. Но женитьба на Марине Мнишек, любовь Лжедмитрия к полякам, и недовольство ими в народе сослужило ему плохую службу. В 1606г. войска, сочувствующие Шуйским, вошли в Москву, и Лжедмитрий был убит.

Бояре хотели избрать царя из своей среды, ограничив его власть. При собрании народа на Красной площади из толпы понеслись выкрики, что царем должен быть Василий Шуйский. Бояре решили обойтись без земского собора, и Шуйского венчали на царство. Но народ к Василию Шуйскому симпатии не испытывал. Часть боярства, добившаяся с Шуйским власти, «давала волю своим противообщественным стремлениям», «бояре имели больше власти, чем сам царь».(2) Другая же часть боярства, не получившая власти, встала в оппозицию.

С этого времени смута перешла в другую стадию. «Прежде она была … дворцовой, боярской смутой.»-(2) Боярство поднимало народную массу против Годуновых историей с самозванцем, боярство в результате заговора ввело войска в Москву в 1606г. и поставило на царство Шуйского. Бояре «не раз для своих целей поднимали эту [народную] массу; теперь … эта масса заколыхалась, и уже не в качестве простого орудия, а как стихийная сила, преследуя какие-то свои цели. … С этого момента из смуты в высшем классе она окончательно принимает характер смуты народной…»-(2)

В дальнейшем развитии смуты Платоновым выделяется три основных факта: а)движение против царя князя Шаховского и разбойников Болотникова; б)появление «тушинского вора»;  в) иноземное вмешательство в смуту.

Приверженец Лжедмитрия князь Шаховской, сосланный в Путивль, поднимает мятеж против царя Василия. Иван Болотников, командовавший отрядом у Шаховского, идет еще дальше – он призывает к себе со всей Украины разбойников, гулящих людей, беглых холопов, «поднимает низшие классы не только против Шуйского,… но и против высших классов и этим самым сообщает смуте до некоторой степени характер социального движения».-(2) В то же время в Туле и в Рязани поднимается ополчение против Шуйского. В Рязани во главе его стали дворяне братья Ляпуновы. «На своем пути к Москве эти дворянские ополчения соединились с шайками Болотникова… Заранее можно было видеть, что этот союз … должен был прерваться, как только союзники ознакомятся друг с другом.»-(2) Рязанские и тульские дворяне отшатнулись от Болотникова и перешли на сторону Шуйского, «который был все-таки охранителем и представителем государственного порядка, хотя … и несимпатичным»-(2). В результате Болотников отошел в Тулу, был там осажден и взят вместе с пришедшим к нему в Тулу князем Шаховским осенью 1607г.

Царю Василию недолго пришлось праздновать победу. В это время появился второй Лжедмитрий. Он впервые появился в Пропойске, порубежном литовском городе. Вокруг него «скоро собралась дружина, но не земская: составилась она из польских авантюристов, казачества и проходимцев. Никто из этого сброда не верил в действительность царя, которому служил.»(2) Для них это было «предлогом для прикрытия их личных видов на незаконную поживу, «на воровство», говоря языком того времени. … Поэтому-то второй Лжедмитрий, как продукт общественного недуга того времени, получил меткое прозвище Вора»(2) Жена первого Лжедмитрия, Марина Мнишек, «признала» его за царевича Дмитрия. Разбив войско царя, Вор основал свой укрепленный стан в подмосковном селе Тушино. Южная часть государства была разорена, но север был в сравнительно лучшем состоянии. В поисках лучшей добычи в более северные области был направлен интерес этих тушинских разбойников. Но на севере от Москвы был пункт, мешавший тушинской армии. Это была Троице-Сергиева Лавра. В сентябре 1608г. началась осада монастыря и длилась до начала 1610г. Осаждала монастырь армия числом до 20 и 30 тысячи человек под командованием польского авантюриста Сапеги. Когда осада была снята в монастыре оставалось в живых около 200 человек.

Царь Василий (Шуйский) осознавал свою слабость для борьбы с Вором и послал своего племянника Скопина-Шуйского к шведам за помощью. В результате переговоров, на тяжелых для Московского государства условиях, в 1609г. Карл IX дал Скопину-Шуйскому шведский отряд из 3 тысяч конницы и 3 тысяч пехоты. Король польский Сигизмунд, происходивший из Швеции и ненавидевший Карла IX, ответил на это тем, что в том же 1609г. осадил Смоленск. «1609 год, таким образом, ознаменовался иноземным вмешательством в московские дела. Шведов Москва позвала сама и этим навлекла на себя войну с Польшей.»(2) Сигизмунд отправляет к полякам в Тушино посольство, сказать, что им приличнее служить своему королю, чем самозванцу. Самозванец убежал из Тушино, где его ни во что ни ставили поляки. В Тушинском лагере произошел раскол. Часть поляков отправилась к королю, часть составила шайки грабителей. Русские казаки и частью земские люди оставались с Самозванцем, кто-то шел к царю Василию. Часть же русских людей, не именитые бояре и не гулящие люди, в основном среднего состояния, «посредственная знать и выслужившиеся дельцы», по выражению Ключевского,  нашли особый выход – обратились к королю Сигизмунду дать в цари сына Владислава, с условием принятия им Православия, с составлением договора. Под угрозой Самозванца с одной стороны и польского войска под командованием гетмана Жолкевского с другой, московский люд взволновался, и братья Ляпуновы со своими сторонниками, несмотря на протесты патриарха Гермогена и некоторых бояр, заставили Шуйского оставить царство и насильственно постригли его в монахи, хотя патриарх не признавал этого пострижения.

Присягнули временно Боярской Думе, но у нее так же не было сил. Из двух врагов, стоявших у города, московская чернь склонялась к Вору, а знать, боясь Вора и бунта черни, склонило народ присягнуть Владиславу. Гетман Жолкевский прогнал Вора от Москвы и в Москву входит польское войско. Но Сигизмунд вовсе не хотел давать сына в цари Московскому государству, а хотел править в нем сам, как король католической Польши. Понимая безнадежность этого, уезжает из Москвы гетман Жолкевский. Польский гарнизон в Москве держал себя как в завоеванной стране. Народ, видя притязания Сигизмунда, снова качнулся в сторону Лжедмитрия. Но смерть его (при сведении с ним личных счетов его приверженцев) помешала набрать силу этому движению.

Сильнее стало проявляться движение против поляков. Во главе его стоял патриарх Гермоген, который действовал как истинный пастырь Православной Церкви. Он писал грамоты в города, что если Владислав не приедет в Москву и не крестится в Православие, то русским он не государь. В январе 1611г. нижегородцы были в Москве у патриарха, и он благословил их на восстание против Сигизмунда и поляков.

Составляется так называемое первое земское ополчение во главе с Прокопием Ляпуновым. Национальное движение охватило даже казаков, бывших ранее в Тушино, под командованием донского атамана Заруцкого. В Москве в марте 1611г. вспыхнуло восстание против поляков. На помощь народу подоспел отряд земского ополчения с князем Дмитрием Пожарским. Поляки зажгли Москву и засели в Кремле. Подошло стотысячное русское войско из ополчения, казаков и беглых холопов и взяло поляков в осаду. Но русском войске начались раздоры между казаками и холопами с одной стороны и земскими служилыми людьми, дворянством – с другой. Прокопий Ляпунов был убит казаками и ополчение начало распадаться.

Тем временем Сигизмунд ограбил московских послов, которые пытались стоять на своих условиях в случае поставления на московское царство Владислава, и пленниками увез их в Польшу. В числе их был и отец Михаила Романова митрополит Ростовский Филарет (после Смуты, в 1619г. он освободился из плена и был провозглашен патриархом всея Руси). Вскоре Сигизмунд взял Смоленск, а шведы, обозлившись на русских за договор с Владиславом, взяли Новгород. Но в восточных частях государства оживилось национальное движение, объединение городов Поволжья. «Можно … удивляться той энергии, которую проявляют эти мелкие поместные миры, предоставленные своим силам, той цепкости, с какой они держатся друг за друга, и той самостоятельности, какой отличаются многие из этих мирков. Весь север и северо-восток Руси находились тогда в состоянии какого-то духовного просветления… По примеру Нижнего Новгорода постановляют первое единодушное решение – налагают на всю землю пост, чтобы очистить себя от прошлых грехов.»(2) Патриарх Гермоген в это время находился в заключении, но рассылал тем не менее грамоты по всей земле, против поляков и против казаков. Большую роль сыграла также и Троице-Сергиева Лавра во главе с архимандритом Дионисием.

Осенью 1611г. под влиянием грамот и вестей от патриарха Нижегородский земский староста Кузьма Минин поднял посадских людей, чтобы собрать деньги на ополчение и сформировать его. На мирском сборе решили давать третью часть имущества, кто утаивал, брали силой. Воеводой избрали известного уже князя Дмитрия Пожарского. Так собирается второе земское ополчение. Нижегородцы обратились с грамотой к другим городам. В грамоте была изложена программа действий патриарха Гермогена, основным правилом которой было действовать отдельно от казаков и против казаков. Казаки тем временем собираются вокруг Марины Мнишек и ее малолетнего сына, «Воренка». Московское же боярство пишет грамоты в города быть верными Владиславу. В марте 1612г. собравшееся ополчение во главе с князем Пожарским и войсковым «собором» - выборным органом самоуправления – двинулось к Ярославлю. Патриарх Гермоген к тому времени умер от голода в заточении в Чудовом монастыре в январе 1612г. В августе 1612г. ополчение двинулось к Москве и стало там отдельно от казаков. В октябре был взят Китай-город и затем сдался польский гарнизон в Кремле.  Польский король Сигизмунд предпринял попытку дойти до Москвы, но три раза был отброшен у Волоколамска. После освобождения Москвы срочно требовалось избрать царя, потому что без государя «ни малое время быти не можно; пещися о государстве и людьми Божьими промышлять некому.» И это надо было делать «скорее, пока земщина была сильнее поляков и казачества, пока элементы беспорядка не возобладали снова и не выдвинули какого-нибудь нового претендента.»(2)

В январе 1613г. из 50 городов съехались люди на собор в Москву для выбора царя. Платонов оценивает число участников около 700 человек. Первым постановлением собора было – не выбирать царя из иностранцев. В ходе   соперничества на соборе разных боярских родов под давлением поместного дворянства, казаков, народной массы был избран Михаил Федорович Романов. Романовы были «старые слуги князей московских».(2) Одна из жен Ивана IV была из рода Романовых, «таким образом, Романовы стали в родстве с царем. С той поры род Романовых пользовался большой симпатией со стороны народа».(2) Михаил Романов «доводился племянником последнему царю прежней династии.»(3) Патриарх Гермоген предлагал Михаила Романова еще при призвании на царство Владислава. После долгих уговоров мать Михаила Федоровича и он сам дали согласие.

 

 


Последнее обновление: 07 ноября 2001 г. 18:39 .


Адрес электронной почты разработчиков: pstbionline@imail.ru.

Вся информация, приведенная на этом сайте, может свободно распространяться всеми студентами и преподавателями Богословского института без согласования с разработчиками.