Понятие истории по Платонову.

 

Литература: С. Ф. Платонов, Полный курс лекций по русской истории, Феникс, Ростов-на-Дону, 1999г. стр.4-8.

     

Платонов приводит различные взгляды на историю (исторические знания), с глубокой древности до наших времен.

В античности на историю смотрели, как на художественный рассказ о достопамятных событиях, считая возможным добавлять, ради занимательности, басни, сознательный вымысел, речи героев.

В то же время, еще с древности говорили, что история есть наставница жизни. Такой прагматический взгляд на историю был во всей силе в средние века и дожил до наших времен. Карамзин в «Истории государства Российского» говорит о необходимости знания истории, «чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье».

С развитием западноевропейской философской мысли к истории стали обращаться с целью найти решение своей задачи или подтвердить свои философские построения. Таким образом, история превращалась в прислужницу философии; история должна отображать не все факты, а только основные, соответствующие общему смыслу. Но при этом философскую историю упрекают в том, что она идеи изложения брала вне истории и систематизировала факты произвольно.

Наукой история стала только в начале XIX, когда в противовес космополитизму распространился национализм, деятельно изучалась национальная старина; и в противовес рационализму распространился идеализм, стало господствовать убеждение, что жизнь общества совершается закономерно, и эта закономерность не может быть изменена ни случайностями, ни усилиями отдельных лиц. История стала пониматься как наука о законах исторической жизни человеческих обществ. Появились даже попытки понимать историю как науку, раскрывающую общие законы развития общественной жизни вне приложения к месту, времени и народу. Но это является задачами социологии.

История же есть наука, изучающая конкретные факты в условиях  времени и места, и главной целью ее признается систематическое изображение развития и изменений жизни отдельных исторических обществ и всего человечества.

Для этого необходимо: 1) собрать исторические материалы, 2) исследовать их достоверность, 3) восстановить точно отдельные исторические факты, 4) указать между ними прагматическую связь, 5) свести их в общую картину. Те способы, которыми историки достигают указанных целей, называются научными критическими приемами. Приемы эти совершенствуются со временем, но ни эти приемы, ни собрание и изучение материалов, ни сама наука история не достигли еще своего полного развития.

Русский же историк изучает только жизнь своей национальности. «Состояние русской историографии до сих пор таково, что иногда налагает на русского историка обязанность просто собирать факты и давать им первоначальную научную обработку. И только там, где факты уже собраны и освещены, мы можем возвыситься до некоторых исторических обобщений…»

Изучением истории своего народа решается и практическая задача. Существует старинное убеждение, что национальная история есть путь к национальному самосознанию. Знание прошлого помогает понять настоящее  и объясняет задачи будущего. Долг национальной историографии в том, чтобы показать обществу его прошлое в истинном свете.

«Так, и отвлеченные соображения, и практические цели ставят русской исторической науке одинаковую задачу – систематическое изображение русской исторической жизни, общую схему того исторического процесса, который привел нашу национальность к ее настоящему состоянию.»

 


Последнее обновление: 07 ноября 2001 г. 18:39 .


Адрес электронной почты разработчиков: pstbionline@imail.ru.

Вся информация, приведенная на этом сайте, может свободно распространяться всеми студентами и преподавателями Богословского института без согласования с разработчиками.