Польско-литовская уния

 

Литва была государством по населению русским. В Литве, история которой шла иным путем, чем история Москвы, сохранились чище и яснее некоторые черты древнерусской жизни, и русское общество в Литве осталось в своей массе верным своей народности, хотя и поставлено в более тяжелые условия.

Племя, известное под названием литовского, является рассеянным с давних пор на Балтийском поморье, между Западной Двиной и Вислой, на востоке- почти весь Бассейн Немана, юг- до середины течения Западного Буга. По бассейну Немана жили:

жмудь - по нижнему течению

литва - по среднему течению.

ятвяги - по реке Нареву

Литовцы- самостоятельная ветвь арийского племени, близкого славянам.

Религия литовцев в древности- поклонение силам природы.

До половины XIII века польские и немецкие летописи не только не называют литовских вождей, но не упоминают и какие либо правительства.

Литовское племя до половины XIV в. не только не составляло государства, но даже сплоченных племен, а представляло массу небольших волостей, управляемых независимыми вождями без всякой политической связи между ними.

Врагами литовцев были немецкие рыцари, которые с начала XIII века появились на окраинах литовской земли с целью обращения литовцев в христианство и вместе с тем в крепостную зависимость от победителей. Жмудь и литва к концу XIII в. успели создать довольно крепкий государственный строй.

Литовцы пользовались междоусобиями русских князей, которые приглашали литовцев для помощи в своих распрях, для своих собственных целей. С конца XII века литовцы начинают захват Полоцкой земли, с XIII в. начинают вторгаться в Новгородское, Смоленское и Киевское княжества.

Первое достоверное княжение в Литве- княжение Миндовга сына Ромгольда.

Основатель могущества Литовского княжества- Гедимин (время княжения1316-1341). Гедимин присоединил к Литве: Киевскую, Полоцкую, Минскую, Туровскую, Пинскую и Витебскую земли. Таким образом около 2/3 территории было занято русскими.

У Гедимина было 7 сыновей. Самые знаменитые Кейстут и Ольгерд. Кейстут являлся ее защитником перед немецкими крестоносцами и заслужил славу народного богатыря, Ольгерд усиливал Литву присоединением русских областей. В борьбе с Ольгердом Москве удалось отстоять свое влияние на Новгород и Псков, но зато Ольгерд захватил северную Русь: Брянск, Новгород-Северский и др.

После смерти Ольгерда на престол всупил Ягайло и наступило время династического соединения Литвы с Польшей в унии 1386 г.

Соединение это было предложено Польшей с целью направить силы обоих государств на общего врага, на немцев. Успех был достигнут. Соединенные литовско-русские и польские войска разбили немцев под Грюнвальдом ( Танненбергом, 1410г.), и сила немецкого ордена была сломлена навсегда. Но были и другие результаты унии, неблагоприятные для Литвы. Литва была вполне русским государством с русской культурой, с господством русского князя и православия. А между тем уния политическая, по мнению Ягайло и католиков, должна была вести к унии и религиозной. Поляки стремились окатоличить "языческую" Литву и ввести в ней "культуру", т.е. польские обычаи. Языческая Литва была давно уже очень слаба, и борьба, направленная против нее, скоро перешла в борьбу с православием. Таким образом вследствие национального и вероисповедного внутреннего разлада Литва начинает клониться к погибели в то самое время, когда она достигает, казалось бы, полного расцвета сил. Это было при сыне Кейстута - Витовте. В русской части Литвы уния и принятие католичества официальными лицами не могла обойтись без протеста: русские с той поры, как Ягайло стал польским королем, захотели иметь своего особого князя.

В Литве неудовольство против унии все росло, чем и воспользовался Витовт. Заручившись союзниками, он вступил в борьбу с Ягайло. И тот в конце концов должен был уступить Литву Витовту и признать последнего князем литовским. Литовскому государю предстояла теперь задача охранять незаисимость своего государства от Польши.

Витовта считали своим и католики и православные, язычники же думали, что в нем не угас дух предков. В этом была и его сила и его слабость. Сближаясь со всеми, будучи нерешительным, меняя несколько раз свою религию, Витовт не мог твердо и прочно опереться на сильнейший в Литве элемент, на русскую народность, как мог бы сделать чисто православный князь. Русские в конце концов отнеслись к Витовту как к врагу. Таким образом Витовт был лишен надежнейшей опоры для его политики, клонившейся к образованию из Литвы единого независимого государства, но окончившейся тесным сближением с Польшей. Все княжение Витовта наполнено блестящими делами, но вместе с тем Польша все больше и больше приобретала влияние на Литву. В 1413 г. в г. Городле собрался польско-литовский сейм, на котором торжественным актом был скреплен союз Польши с Литвой.

На основании Город ел ьского акта подданные великого князя литовского, принимая католичество, получали те права и привилегии, какие имели в Польше лица соответствующего сословия; двор и администрация в Литве устраивались по польскому образцу, причем должности в них предоставлялись только католикам. Укрепляя польское влияние в Литве, Городельская уния отчуждала от литовской династии русскую православную народность и послужила началом окончательного разделения и вражды Литвы и Руси. Литва же с этого момента, все более и более подпадала под влияние Польши, наконец окончательно сливается с ней в нераздельное государство. (Источник- "Полный курс лекций по русской истории" С.Ф. Платонов 1995 г. глава Литва, с. 145)

 

 


Последнее обновление: 07 ноября 2001 г. 18:38 .


Адрес электронной почты разработчиков: pstbionline@imail.ru.

Вся информация, приведенная на этом сайте, может свободно распространяться всеми студентами и преподавателями Богословского института без согласования с разработчиками.