Расселение славян; восточные славяне: занятия, быт, верования.

Славяне разошлись по др. странам с сев. склонов Карпатских гор. Восточная ветвь славян пришла на Днепр вероятно еще в 7 в., и , постепенно расселяясь, дошла до озера Ильменя и до верхней Оки. К 9 – 10 вв. славяне расположились следующим образом: юго – западную часть Восточно - Европейской равнины занимали уличи и тиверцы, жившие по р. Днестр до Черного моря; «белые» хорваты расположились в предгорьях Карпат; дулебы, волыняне, бужане – в Вост. Галиции, на Волыни и по Зап. Бугу; поляне – на зап. Берегу среднего Днепра; В Полесье, по р. Припять – древляне; между Припятью и Березиной – дреговичи; На вост. берегу среднего Днепра – северяне; по р. Сожи – радимичи; по р. Оке – вятичи;  в верховьях Волги – кривичи; возле озера Ильмень – ильменские славяне.

Славяне были оседлым народом, и их главный капитал был не в стадах и табунах, а в земле, и хозяйство было основано на эксплуатации земли. Поселки первоначально имели подвижный характер, что связано с истощением паши и необходимостью перехода на другой участок земли. А т.к. эти участки были рядом с лесом, то возникло использование лесных ресурсов: лесной промысел, бортничество, охота. Предметами торговли были воск, мед , шкуры, изделия из дерева. Торговля занимало немалое место в жизни славян. Велась она, в основном, речными путями и большими капиталами, на что указывают найденные клады денег большого количества и разных мест. Древние города расположены на речных торговых путях, что помимо оборонительных целей говорит и о торговых операциях.

Вначале, славяне жили, по-видимому, в формах патриархального или родового быта. Власть в роду была у родового старейшины: они разрешали вопросы, рассматривали вопросы кровной мести. Во время внешней опасности собирался совет старейшин, при необходимости выбирался предводитель племени. По мере расселения славян происходило изменение быта. Типичной формой поселений становятся небольшие деревни (1-3 двора), а общественной формой быта становятся сложные семья во главе с домохозяином, нередко включавшие в себя кроме родственников и посторонних лиц. Несколько таких поселков или задруг-дворищ объединялись в союзы на территориальной, соседской, экономической основе, а также для взаимной защиты.

В жизни славян присутствовали законы кровной мести, многоженство, кражи невест (часто с их согласия).

Славяне поклонялись явлениям природы, также существовал культ предков. Не было ни храмов, ни сословия жрецов. Главные боги – дажь-бог (или хорс) – бог солнца; стрибог – бог ветра; перун – бог грома и молнии; волос (или велес) – покровитель скотоводства; небо называлось сварогом; мать-земля тоже почиталась как божество. Природа одушевлялась и была населена множеством мелких духов. С другой стороны, почитались умершие предки – щур (чур), которые считались покровителями рода. С ослаблением родовых связей стал почитаться семейный предок – дедушка домовой, покровитель своего двора, который мог помогать или вредить.

 

 


Последнее обновление: 07 ноября 2001 г. 18:36 .


Адрес электронной почты разработчиков: pstbionline@imail.ru.

Вся информация, приведенная на этом сайте, может свободно распространяться всеми студентами и преподавателями Богословского института без согласования с разработчиками.